Причини порушення мовленнєвого
розвитку у дітей дошкільного віку
Поради батькам:
- Дорослим слід пам’ятати, що регулярне спілкування з новонародженою дитиною є необхідною та обов’язковою умовою для розвитку її мовлення. За нормативними показниками в 1 рік дитина повинна говорити до 10 слів.
- Діти дуже схильні до наслідування, тому, розмовляючи з ними, важливо, щоб дорослі не спотворювали вимову звуків – так зване сюсюкання, оскільки це провокує неправильне формування уявлень дитини про звуки рідної мови. В 2 роки дитина повинна вимовляти 100 слів.
- Дитину від 2 до 3 років не можна позбавляти нормального спілкування з дорослими та звужувати її спілкування одноманітними побутовими ситуаціями. Це може призвести до виникнення недорозвитку мовлення, яке згодом важко виправити.
- Порушення звуковимови у дітей, яким виповнилося 5 років, вважаються патологічними. Вони не лише ускладнять спілкування дитини, а й негативно вплинуть на засвоєння нею читання та письма. У 4-5 років за нормативними показниками дитина має правильно вимовляти всі звуки рідної мови та вміти самостійно сказати чи повторити слова зі складовою структурою (4-5 складів) і слова зі збігом приголосних.
- Надзвичайно важливо своєчасно допомогти дитині подолати мовленнєві вади. Саме своєчасне звернення до логопеда допоможе вам правильно оцінити мовленнєвий розвиток своєї дитини , вчасно звернути увагу на можливі проблеми, аби не втратити дорогоцінного часу для якнайшвидшого їх подолання.
Рекомендации по формированию правильного
звукопроизношения у
детей
· Проводить
профилактику вредных привычек, оставшихся с младенческого возраста у детей.
· Формировать
понимание речи.
· Организовывать
полноценную речевую среду.
· Организовывать
работу по развитию артикуляционного аппарата
· Организовывать
работу по развитию речевого дыхания, направленной воздушной струи.
· Проводить
мимическую гимнастику.
· Развивать
мелкую моторику.
· Развивать
слуховое внимание и фонематический слух.
· Проводить
фронтальные занятия по звуковой культуре,
подготовке к обучению грамоте, развитию речи и ознакомлению с
окружающим.
· Обогащать
понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных
существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, предлогов.
Учить согласованию существительных с другими частями речи в роде, числе и
падеже.
· Обогащать
словарь детей обобщающими понятиями.
· Формировать
грамматически правильную речь у детей.
· Осуществлять
контроль над поставленными звуками в самостоятельной речи ребёнка, на занятиях
и в повседневной жизни.
Рекомендации к проведению упражнений
артикуляционной гимнастики:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед
зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш
немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие
вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху
или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять
их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и
плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером)
в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми, следите, чтобы они усвоили
основные движения.
• Затем требования повышаются: движения должны быть
всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• Последний этап: дети выполняют упражнения в
быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит,
слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное
положение языка даже короткое время, обязательно выполняйте упражнения под
хлопки или счёт. Главное – качество выполнения.
Правильное произношение звуков
наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой,
связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к
школьному обучению.
Рекомендации к проведению
пальчиковой гимнастики:
1. Сначала все упражнения выполняются медленно.
Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или
пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При
необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не
предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя
одновременно.
3. Некоторые упражнения можно давать в нескольких
вариантах. Первый — самый лёгкий.
4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного
образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться
упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показываете
картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук
или пальцев он должен воспроизвести.
Немає коментарів:
Дописати коментар