Методичні рекомендації



Причини порушення мовленнєвого

 розвитку у дітей дошкільного віку




Поради батькам:

  1. Дорослим слід пам’ятати, що регулярне спілкування з новонародженою  дитиною є необхідною та обов’язковою умовою для розвитку її мовлення. За нормативними показниками в 1 рік дитина повинна говорити до 10 слів.
  2. Діти дуже схильні до наслідування, тому, розмовляючи з ними, важливо, щоб дорослі не спотворювали вимову звуків – так зване сюсюкання, оскільки це провокує неправильне формування уявлень дитини про звуки рідної мови. В 2 роки дитина повинна вимовляти 100 слів.
  3. Дитину від 2 до 3 років  не можна позбавляти нормального спілкування з дорослими та звужувати її спілкування одноманітними побутовими ситуаціями. Це може призвести до виникнення недорозвитку мовлення, яке згодом важко виправити. 
  4. Порушення звуковимови у дітей, яким виповнилося 5 років, вважаються патологічними. Вони не лише ускладнять спілкування дитини, а й негативно вплинуть на засвоєння  нею читання та письма. У 4-5 років за нормативними показниками дитина має правильно вимовляти всі звуки рідної мови та вміти самостійно сказати чи повторити слова зі складовою структурою (4-5 складів) і слова зі збігом приголосних.
  5. Надзвичайно важливо своєчасно допомогти дитині подолати мовленнєві вади. Саме своєчасне звернення до логопеда допоможе вам правильно оцінити мовленнєвий розвиток своєї дитини , вчасно звернути увагу на можливі проблеми, аби не втратити дорогоцінного часу для якнайшвидшого їх подолання.












Рекомендации по формированию правильного 
звукопроизношения у детей


·        Проводить профилактику вредных привычек, оставшихся с младенческого возраста у детей.
·        Формировать понимание речи.
·        Организовывать полноценную речевую среду.
·        Организовывать работу по развитию артикуляционного аппарата
·        Организовывать работу по развитию речевого дыхания, направленной воздушной струи.
·        Проводить мимическую гимнастику.
·        Развивать мелкую моторику.
·        Развивать слуховое внимание и фонематический слух.
·        Проводить фронтальные занятия по звуковой культуре,
          подготовке к обучению грамоте, развитию речи и ознакомлению с окружающим.
·        Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, предлогов. Учить согласованию существительных с другими частями речи в роде, числе и  падеже.
·        Обогащать словарь детей обобщающими понятиями.
·        Формировать грамматически правильную речь у детей.
·        Осуществлять контроль над поставленными звуками в самостоятельной речи ребёнка, на занятиях и в повседневной жизни.



Рекомендации к проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

•  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?
•  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
•  Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка.
•  Занимаясь с детьми, следите, чтобы они усвоили основные движения.
•  Затем требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.
•  Последний этап: дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло­жение языка некоторое время без изменений.
•  Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно выполняйте упражнения под хлопки или счёт. Главное – качество выполнения.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.



Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики:

1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра­вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере­ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено уча­стие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
3. Некоторые упражнения можно давать в нескольких вариантах. Первый — самый лёгкий.

4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного об­раза. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выпол­няться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показыва­ете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Немає коментарів:

Дописати коментар